Неоклассицизм в русской живописи 1910-х гг. - ЖИВОПИСЬ - Петербургский Почтовой - The Sankt-Petersburg Post

Бытовой онлайн журнал Петербургский почтовой
jourdom.ru
ЖИВОПИСЬ
Неоклассицизм в русской живописи 1910-х гг. 4.0 Оценить материал?
Иван Хрумпеев
08.04.11
  4.0/4     0      4765
У неоклассицизма в России в начале 20 века не было строгих концепций, теоретиков, обществ, объединений и борцов. Но, тем не менее, он стал ярким явлением культуры. Неоклассицизм пытался противостоять надвигающемуся хаосу и диссонансу в искусстве и жизни. В России неоклассицизм был призван возродить один закон – закон красоты. И не только поднять его, но и упрочить. Методом для достижения этой цели стал возврат художников к античности, как к способу передачи гармонии. 

Ведь если вспоминать те неспокойные предвоенные времена, то ясно становилось одно: камертон единого понимания красоты был потерян. Художники, в большинстве своём проповедовали идею индивидуализма. А кто-то уходил на поиски нового в авангардные течения. Разброс техник, и направлений был огромен, но не было единого стиля, который (как когда-то классицизм), объединял живописцев в единую школу. Лишь некоторые из них обратили своё внимание к Античности, Проторенессансу, эпохе Возрождения, к Русскому классицизму. 

Петров-Водкин, Серов, Воинов, Серебрякова, Филонов, Бенуа, Шухаев – что общего между этими именами? Эти художники, которые пользовались разными стилями и подходом к творчеству, были объединены в приверженности к неоклассицизму, объединены одним желанием обрести устойчивое понимание красоты и гармонии.

Неоклассицизм в бурном развитии жизни в начале XX века имел, без сомнений, ряд особых отличий от «того самого» классицизма. Если когда-то музы, созданные древними греками, украшали своды храма, то теперь музы А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева были призваны украшать особняк Фирсановой в Москве на Пречистенке. Теперь Бог времени будит Бога торговли на потолке здания Казанского вокзала (дирекция управления железной дороги). А Св. Себастьян передаёт тему борьбы бельгийского народа против оккупации.

Вместилищем идей неоклассицизма стала работа В.И. Шухаева, написанная в 1916 г. «Полк на позициях». Картина не завершена. Выполнена по заказу. Это была попытка противостоять экспериментам Малевича. Картина выражает гармонию своего времени, которая покидает мир. Художник побывал в Риме, где изучал античное искусство. В этой работе художник изображает портрет всего общества. Он делает попытку передать хоровую композицию. Над созданием картины была проведена кропотливая работа, сделаны предварительные наброски. Зритель может увидеть в ней влияние северного Возрождения (тесно расставленные фигуры справа). Отдельные портреты чем-то напоминают фрески Герландая. Видны также и уродливые профили, заимствованные по технике исполнения у Леонардо да Винчи или Босха. Отсылка к «Явлению Христа народу». Много классицистических приёмов было применено в данной работе. И все они послужили поиску общей гармонии как в картине, так и в общем мироощущении.

«Портрет жены» Шухаева – был написан во время путешествия по Риму, где автор изучал старые техники. Картина написана в период разрыва с женой, о чём говорит некая отрешённость. Он пытался возродить старую манеру письма по дереву. По силуэту фигуры проложен золотой фон, как это видно из техник старых мастеров. Использовал техники лессировок. 

Яковлев и Шухаев работали вместе. Они– мастера формы, контура и рисунка. Восстанавливали популярность карандаша. Они - апологеты механики рисунка и новаторы рисунка. Двигались по направлению к модернизированному классицизму. Возвращали живопись к порядку. Плодом их общего дела явился парный автопортрет, отдающий дань мастерам ренессанса.

Отдельное произведение Яковлева - «Скрипач» - портрет больного музыканта. Работа основана на истинно классическом противопоставлении прекрасного и уродливого. Персонаж вписан в античное окружение

В неоклассицизм привнесла свою долю и такая художница, как Серебрякова «Купальщица», «Атопортрет» - утончённые формы девушек уносят нас к французским мотивам (Энгр)

Передать именно классическую эпоху пытается Серов «Одиссей и Навсикая». Его работа завораживает античными пейзажами побережья средиземного моря. Художник подходит к классицизму индивидуально, пренебрегая его канонами, но, при этом, успешно отражает дух той эпохи.

Множество образов и архетипов слились в одном неоклассическом порыве в начале XX века в русской живописи. Так, например, мы могли бы увидеть дриад и нимф с лицами русских крестьянок, портреты в стиле Венецианова и даже образы, выполненные в стиле проторенессанса (как святые Воинова). Этот порыв не был кем-то специально подготовлен. Всё произошло стихийно. Тем не менее, это доказывает силу и притяжение классического искусства, которое требует отдать ему дань. С другой стороны – художники всегда будут искать тот самый камертон – эталон красоты, который подарила нам Античность, и постоянно к нему возвращаться.


Иллюстрация: Яковлев Александр Евгеньевич, Скрипач, 1915, Масло

Теги:

Колонка: Искусство

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Для того, чтобы добавить свой комментарий, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

ЕЩЕ ИЗ НОМЕРА ОТ 8 Августа









Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зарегистрироваться?

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЧТОВОЙ | Хостинг от uCoz

РУБРИКИ: Обзоры | Мнения | Сюжеты | Культура | События | Кинопремьеры Петербурга | Чтение | Спорт | Стиль

МЫ В СОЦСЕТЯХ: Twitter | ВКонтакте | Живой Журнал

РЕДАКЦИЯ: Написать в редакцию | Выслать пресс-релиз

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте